Весь украинский автопром вытолкнут с российского рынка

AUTO

Несмотря на то, что об этом нововведении разговоры ведутся давно, украинский автопром оказался к нему неподготовленным, и теперь рискует потерять для своей продукции, самый привлекательный и емкий рынок. Ведущие отечественные производители рассказали AUTO-Consulting о том, как они оценивают сложившуюся ситуацию, и о мерах, которые необходимы для ее стабилизации.

Напомним, что утилизационный сбор – это определенная денежная сумма, которую должны будут сразу уплатить в бюджет РФ операторы, при ввозе автомобилей на территорию России и которая впоследствии должна компенсировать расходы по утилизации автомобиля, когда он выйдет из строя. Идея такого сбора не нова, но есть нюансы.

 Проблема для украинских автомобильных экспортеров в Россию в том, что этот сбор им придется платить сразу, а для их конкурентов (российских автозаводов) предусмотрена возможность отделаться лишь письменной гарантией в последствии утилизировать выпущенный автомобиль. Попросту российским автозаводам официально разрешили пока не платить утилизационный сбор «живыми» деньгами.

Соответственно, продукция украинских автозаводов подорожает сразу же на размер утилизационного сбора. В то время, как российские производители получат еще одно конкурентное преимущество и будут заведомо дешевле украинских аналогов.

По предварительным подсчетам Минпромторга и Минэкономразвития, базовая ставка за новую легковую автомобиль может составить 20-45 тысяч рублей, за грузовую — в зависимости от категории — от 150 до 400 тысяч рублей. Коэффициент утилизационной трудоемкости легковых автомобилей, в которых не более десяти пассажирских мест, при массе не более трех тонн, с объемом двигателя не более 1,3 литра составит 0,5, то есть вся величина сбора будет 10 тысяч рублей. Для автомобилей с объемом двигателя от 1,5 до 1,8 литра — 1, а свыше 3,5 литра — 3,5-3,6.

По оценкам AUTO-Consulting, под действие данного сбора попадут ЗАЗ Chance (Lanos для российского рынка), ЗАЗ Vida и Chery Bonus, которые в РФ поставляет Запорожский автозавод. Придется платить утилизационный сбор и заводу «Богдан» за модели 2110, 2111 и 2310 и автобусы А20. Будут облагаться сбором украинские КрАЗы, автобусы «Эталон», «Атаман», ЛАЗы и др.

Поскольку наши производители присутствуют на российском рынке в бюджетном сегменте, где самым эластичный спрос, дополнительный сбор ухудшит их рыночные перспективы. Утилизационная наценка может стать критичной для продвижения украинских авто на российском рынке. Понятно, что украинский экспорт в таких условиях будет сокращаться. В то же время, цена российских авто на украинском рынке останется на прежнем уровне. В отличии от «сырной войны» прямого запрета для украинского автопрома вроде как и нет, но экономическими методами его фактически «попросят» с рынка.

Все вышеизложенное известно уже достаточно давно. AUTO-Consulting писал о проблеме, с которой могут столкнуться украинское автопроизводители, экспортирующие свои автомобили в Россию, еще а мае. Тогда в РФ только рассматривался проект закона об утилизации. Сегодня, сразу после окончания летних каникул, эта проблема встанет перед нашими экспортерами, как говорится, в полный рост. Время каких-либо ответных действий по отношению к РФ для защиты отечественных производителей, уже утеряно. Или потрачено на защиту от украинских же импортеров. Опрошенные AUTO-Consulting представители отечественного автопрома придерживаются единогласного мнения, что такими действиями правительство РФ защищает свой внутренний рынок и, в принципе, делает правильно. Только от этого нашим автозаводам будет не легче.

Как сообщили AUTO-Consulting в пресс-службе Ассоциации «Укравтопром», решение РФ о введении утилизационного сбора с 1 сентября 2012 года имеет весьма логичное объяснение. Со вступлением России в ВТО, правительство РФ вынуждено будет снижать ввозные пошлины на импортные автомобили. Следовательно, с целью защиты внутреннего производства и внутреннего рынка, государство вводит утилизационный сбор и автоматически предотвращает засилье импорта на внутреннем рынке. Такие шаги свидетельствуют о государственной поддержке автомобильной отрасли со стороны правительства РФ.

В результате, как сообщил AUTO-Consulting директор Торгового дома «Эталон Авто» Вадим Шкарупин, если говорить в двух словах: цена украинской продукции на российском рынке повысится, а ее конкурентоспособность однозначно снизится.»

 На Кременчугском автомобильном заводе (КрАЗ) высказались более конкретно. Как сообщил AUTO-Consulting заместитель директора Торгового дома ПАО «АвтоКрАЗ» по реализации автомобилей в РФ Виктор Сорвин: «Закон открыто защищает интересы российского монополиста — ОАО «КАМАЗ». В Украине (имеется в виду только проект. Прим. Ред) утилизационный сбор на аналогичные грузовые автомобили (полной массы от 20 до 40 тонн) предусматривает на порядок меньшие величины. В соответствии с принятым 13.07.2012 законом, цены на автомобили КрАЗ в РФ, с учетом утилизационного сбора, увеличатся более чем на 20%. В результате, практически будут сведены на «нет» поставки самосвалов 6х4 и 6х6, более чем на 50% сократятся поставки лесовозов и тягачей. Что касается автомобильных шасси, то ввиду определенных конкурентных преимуществ автомобилей КрАЗ для таких традиционных отраслей как нефтедобыча, их экспорт сократится незначительно, не более чем на 20%.»

В ситуации, которая возникнет с 1 сентября, по мнению Вадима Шкарупина, отечественным производителям придется изменить стратегию. Либо ориентироваться на внутренний рынок, либо инвестировать в создание производства в РФ.

Мысли о создании собственного производства в РФ, чтобы не потерять конкурентоспособность на российском рынке, посещают ныне и других производителей. В частности, Виктор Сорвин сообщил AUTO-Consulting, что конечно, мировой автомобильный рынок не ограничивается одной пятой территории суши под названием Россия.

Автомобиль КрАЗ уникален по своим тактико-эксплуатационным свойствам, его конкурентоспособность заложена в его конструктивных особенностях и применение ему найдется везде. Но Кременчугский грузовик традиционно занимает свою нишу на рынке РФ — в нефтегазовой, лесной и горнорудной промышленности, в этих отраслях КрАЗы незаменимы. Из-за активной политики российского правительства, направленной на вытеснение Украины со своего рынка, КрАЗ будет искать новые рынки сбыта и еще более активизирует работу в этом направлении. Но есть смысл и в организации сборочного производства в РФ, и в компании сейчас работают над этим вопросом.

Возможность создания или даже переноса производства в Россию не исключают и в Корпорации «Богдан», которая также может сильно пострадать от введения утилизационного сбора. Учитывая, что в Россию «Богдан» поставляет львиную долю своих автомобилей, потеря даже части рынка а из-за дополнительного налога часть потребителей однозначно предпочтет конкурентов может очень больно ударить по Черкасскому автозаводу.

Парадоксально, но на уровне государства пока никто так и не взялся защитить интересы украинских автопроизводителей, хотя на лицо явная дискриминация со стороны России. Как говорится – спасение утопающих, дело рук самих утопающих. Хотя в данном вопросе без помощи государства автозаводам уже не обойтись.

По мнению почетного Президента компании «УкрАВТО» Тариэла Васадзе: «Ведение утилизационного сбора на импортные автомобили означает для украинских производителей определенные новые препятствия. Тем не менее, мы считаем, что данные действия российских властей должны послужить нам примером. Украинский автопроизводитель сейчас находиться под большим давлением импортной продукции и нуждается в радикальных защитных мерах со стороны правительства. Потому наша страна также должна ввести зеркальные меры в отношении импортных, и, в частности, российских товаров. Это не только защитит рынок, но и будет способствовать улучшению экологии в стране.»

Как сообщил AUTO-Consulting Виктор Сорвин, непонятно, почему украинское правительство до сих пор не применило «зеркальные» меры для российских авто в Украине? Пока, в рамках «борьбы за экологию», Правительство Украины только собирается ввести подобный «экологический сбор». Принципы его взимания идентичны российским, но, увы — размер сбора на порядок меньше. Предложения Министерства экологии и природных ресурсов действительно направлены на охрану окружающей среды, а не на лоббирование интересов украинского автопроизводителя, — считают на «АвтоКрАЗе».

Вадим Шкарупин, в свою очередь считает, что в «зеркальных» мерах со стороны Украины нет смысла. Однако, по его мнению, все равно нужно концептуально решать вопрос утилизации, которым никто не занимается в Украине. Рано или поздно это больно ударит.

Что же все-таки реально делается для защиты украинского автомобильного экспорта и отечественного производителя? Как сообщили AUTO-Consulting в пресс-службе Ассоциации «Укравтопром», здесь не раз говорили о необходимости господдержки и равных условиях для отечественного производителя. Более того, при участии специалистов Ассоциации, разработаны конкретные программы и проекты нормативных актов, направленные на развитие отрасли и стимулирование внутреннего производства. Помимо этого, задолго до введения утилизационного сбора Россией, Ассоциация вносила предложения по введению подобного сбора в Украине, но не в качестве «зеркальных мер», а как метод стимулирования внутреннего производства. Но, к сожалению, в то время, как концепции программ и проекты нормативных актов проходят согласование в Министерствах, наши ближайшие соседи совершают конкретные действия, сетуют в «Укравтопроме».

Не будет преувеличением сказать, что для защиты украинских автомобилестроителей на экспортных рынках, реально, на сегодняшний день, ничего не сделано. И, к сожалению, до вступления закона РФ в силу, скорее всего, ничего сделано не будет. Наш Парламент уже ушел на каникулы, а когда он вновь приступит к работе, может вдруг оказаться, что Украина потеряла еще один рынок для экспорта своей продукции. На сей раз автомобилей.

Поэтому, по неофициальной информации AUTO-Consulting, до вступления утилизационного закона в силу, некоторые украинские экспортеры в срочном порядке заполняют свои российские склады. Но надолго ли их хватит?

Неофициально, украинские автопроизводители признают, что смирились с ситуацией и будут вынуждены платить, в надежде, что со временем все как-то урегулируется само собой. А потери нашего автопрома от действий России станут очевидны уже осенью. цыплят по осени считают И может так оказаться, что некоторым заводам придется покинуть российский рынок.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *